« Назад
Год 2007.
Мониторинг природной среды как фактор снижения экологических рисков в стратегии создания нефтегазоносного комплекса Красноярского края Авторы: Изарова Е.В., Влащенко О.Ю.
Введение Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., утвержденная Правительством Российской Федерации в 2003 г., предусматривает формирование нового центра нефтяной и газовой промышленности на базе нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. С целью ускорения социально-экономического развития этих регионов была разработана стратегия создания нефтегазового комплекса (НГК) Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Цель стратегии – объединение и синхронизация усилий федеральных, региональных структур власти и бизнеса с целью обеспечения баланса интересов и достижения оптимального результата при создании нефтегазового комплекса объединенного Красноярского края. Создание Красноярского нефтегазового комплекса подразумевает организацию на территории региона двух нефтегазодобывающих центров «Северный» – месторождения: Ванкорское, Лодочное, Тагульское и перспективные участки Большехетского НГР, «Южный» – Юрубчено-Тохомский, Собинско-Тэтэринский и Нижнеангарский НГР. Сбыт нефти в рамках реализации проекта освоения месторождений «Южного» центра предполагается по нефтепроводной системе «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) в страны АТР; с «Северного» – морским путем через терминал п. Диксон. Освоение нефтегазоносных территорий (разведка, обустройство месторождений и строительство трубопроводов, эксплуатация) также неизбежно приводит к негативному преобразованию природной обстановки: нарушение сплошности почвенно-растительного покрова, изменение гидрологического и гидродинамического режимов природных вод, поступление потоков загрязняющих веществ во все элементы природной среды. Объектами воздействия являются: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвенный и растительный покров, биотические комплексы, пластовые залежи, то есть происходит комплексное воздействие на все компоненты окружающей среды. Негативное изменение геологической среды выражается в механической трансформации и химическом загрязнении ландшафтов продуктами техногенеза, в природно-техногенном возникновении и развитии экзогенных геологических процессов, в изменении химического состава и гидродинамического режима подземных вод. Особенность экологических рисков для тундровых и таежных экосистем на территориях Ванкорского и Юрубчено-Тохомского месторождений связана с тем, что природная среда этих территорий относится к «хрупким» экосистемам, которые практически невозможно рекультивировать до фонового состояния. Одним из основных критериев стратегии развития рассматривается вопрос о минимизации экологических последствий крупномасштабного освоения нефтегазовых ресурсов и сохранения качества окружающей среды. В докладе рассматривается вопрос о роли системного подхода к мониторингу природной среды при создании НГК, как одного из основных факторов снижения экологических рисков. Состояние мониторинга природной среды на этапе освоения нефтегазовых месторождений Эвенкии – «Южного» НГК В южной части Эвенкии в настоящее время созданы основы сырьевой базы двух наиболее крупных нефтегазодобывающих районов – Юрубчено-Тохомского и Ванаварского (Собинско-Тэтэринского). На их территории выявлено 5 нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений, на 3-х из которых (Юрубчено-Тохомском, Куюмбинском и Пайгинском) осуществляется пробная эксплуатация. Развитие нефтегазодобывающей отрасли повлечет за собой широкомасштабное строительство и эксплуатацию нефтегазотранспортной инфраструктуры. Начало освоения Юрубчено-Тохомской нефтегазоносной зоны в Эвенкии запланировано на 2007 год, такие сроки предусмотрены национальной программой освоения Нижнего Приангарья в Красноярском крае, в проект также войдет и юг Эвенкии. Инвестиции в две нефтегазоносные площади – Юрубчено-Тохомскую и Куюмбинскую оцениваются в $17 млрд. Со стороны федеральных властей планируются инвестиции в развитие инфраструктуры. В период с 2010 г. по 2012 г. намечено строительство первой нитки нефтепровода «Юрубчено-Тохомское месторождение – Кучеткан». Кроме того, еще на 15 участках в южной части Эвенкии ведутся геологоразведочные работы на углеводородное сырье. Специализированное муниципальное предприятие «Территориальный центр «Эвенкиягеомониторинг» обеспечивает на территории Эвенкии ведение экологического мониторинга природной среды по трём уровням: - ведение государственного геомониторинга на территории ЭАО; - ведение территориального экомониторинга; - ведение объектного экогеомониторинга. Хотя каждый уровень имеет свои задачи и цели, в конечном итоге планомерная их реализация создает информационную основу для создания единой территориальной геоинформационной системы, которая в дальнейшем может служить инструментом для моделирования экологического сценария в Эвенкии и выработки стратегии экологической безопасности территории. Основные направления работ предприятия: - изучение и оценка экологического состояния территории, характера и интенсивности изменения объектов окружающей среды под воздействием техногенного и антропогенного факторов, - выявление аномалий и негативных процессов до начала этапа добычи на месторождениях углеводородов, - выработка предложений к долгосрочной программе осуществления мониторинга природной среды. Объектный мониторинг нефтегазовых месторождений В настоящий момент объектный мониторинг является основным фактором контроля состояния природной среды северных территорий. В течение последних пяти лет комплексными геоэкологическими исследованиями в той или иной степени охвачены практически все лицензионные участки, и очень важно, что организация мониторинга произошла до этапа добычи углеводородного сырья, когда нагрузка на природную среду возрастает многократно. Основная цель мониторинговых исследований в пределах месторождений углеводородов – информационное обеспечение недропользователя, органов управления государственным фондом недр данными о состоянии недр (геологической среды), включая вопросы их безопасного использования. Основные виды и объемы работ определяются исходя из задач по изучению состояния природной среды. В составе планируемых работ выделяется три этапа: предварительный, этап полевых эколого-геохимических исследований и камеральной обработки результатов исследований, составление Программы по организации и ведению комплексного экологического мониторинга на конкретном лицензионном участке. В Программе обозначаются цели и задачи мониторинга, выделяются объекты наблюдений в зависимости от планов работ компании, определяется состав и размещение наблюдательных пунктов, разрабатывается методика проведения наблюдений. Общим недостатком существующего объектного мониторинга является отсутствие стационарных пунктов наблюдений за изменением состояния геологической среды, в первую очередь за подземными водами. Следствие этого фактора – невозможно дать характеристику сложившейся гидрогеологической обстановки на объектах нефтегазодобывающего комплекса и определить степень влияния каждого из них на подземные воды. Территориальный экомониторинг Существующая законодательная практика территории Западной Сибири, показала, что весьма эффективным для решения задач в сфере контроля над объектами НГК являются утвержденные местным законодательством территориальные требования к экологической безопасности. На данном этапе реализации проектов НГК необходимо разработать краевой закон «Об экологической безопасности и допустимом воздействии на окружающую среду при создании Красноярского нефтегазового комплекса». Предварительно на уровне МПР необходимо утвердить региональные нормативы допустимой антропогенной нагрузки. Четкое определение критериев безопасности для региона и результат анализа самых злободневных проблем для территории позволит сформировать долгосрочную экологическую программу Красноярского края. Государственный геомониторинг Оптимизация системы государственного геомониторинга Красноярского края как способ решения задачи контроля над экологической составляющей проекта НГК Общий состав мониторинговой сети в Красноярском крае: 330 наблюдательных скважин, расположенных на 70 постах в естественных и нарушенных условиях, а также 32 геодинамических стационара, однако часть из них постоянно или временно находилась и находится в настоящее время в консервации, а периодичность наблюдений сократилась до 1 раза в месяц (вместо 3-10). Практически вся действующая наблюдательная сеть сосредоточена в центральных и южных районах Красноярского края. Не существует ни одного постоянно действующего поста в пределах нефтегазовых месторождений или лицензионных участков. Однако, использование потенциала и развитие именно северных территорий позволит решить задачу создания НГК Красноярского края. Учитывая опыт освоения нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, при котором понятие экологического мониторинга до недавних пор не существовало, и те катастрофические последствия к которым это привело, целесообразно с 2007 г. создание отдельного блока мониторинга северных районов Красноярского края и его целенаправленное финансирование. Необходимо поэтапное проведение работ с созданием в первую очередь картографической основы мониторинга на северные районы Красноярского края. Для этого необходимо: - провести дешифрацию КФС, используя технологии регионального спутникового мониторинга, который давно и прочно занимает место важного инструмента наблюдения окружающей среды, контроля и прогноза природных и техногенных процессов и явлений; - провести целенаправленное рекогносцировочное обследование на основе дешифрирования космоснимков возможно при минимальных затратах и в сжатые сроки; - создать GIS-проект интенсивно осваиваемых северных районов Красноярского края (включая и техногенные объекты, и опасные ЭГП). Дополнительные резервы финансирования могут быть получены и путем оптимизации имеющейся государственной наблюдательной сети в регионе, использования бесхозных водозаборных скважин, а на территории нефтяных месторождений, выполнивших свое назначение и пригодных для наблюдений геологических скважин. Мониторинговые наблюдения необходимо сосредоточить в зоне реально существующих и действующих объектов, что позволит рационально использовать выделяемые финансовые средства.
Выводы Крупномасштабное освоение нефтегазовых ресурсов северных территорий Красноярского края неизбежно повлияет на существующий баланс экосистем. С точки зрения экологической безопасности мощности «северного» и «южного» проектов Красноярского нефтегазодобывающего комплекса при существующих в России технологиях строительства и эксплуатации трубопроводов – близки к предельным. Поэтому проектирование и эксплуатация добычи нефти и газа в регионе должны изначально базироваться на самых передовых и экологически безопасных технологиях и регулироваться наряду с федеральным законом «Об охране окружающей среды», также более жестким региональным природоохранным законодательством с учетом особенностей природных экосистем и допустимого уровня антропогенной нагрузки. Оптимальная схема контроля над ситуацией для снижения экологических рисков – проектов НГК – реализация взаимодополняющих программ комплексного мониторинга природной среды, согласно требованиям государственного, территориального и объектного уровней. |
Территории на которых велись работы.